🔍 Ученые Пермского Политеха разработали устройство для обнаружения дефектов подшипников

6 июня 2025
🔍 Ученые Пермского Политеха разработали устройство для обнаружения дефектов подшипников

Специалисты Пермского Политеха создали новое устройство, которое обеспечивает быстрое и качественное обнаружение дефектов на подшипниках. В современных механизмах, таких как электродвигатели, генераторы и нефтяные насосы, основная нагрузка ложится на подшипники качения, и от их качества зависит срок службы всего оборудования.

Для повышения эффективности контроля подшипников было запатентовано вспомогательное устройство, которое позволяет получать стабильные и полные изображения рабочих поверхностей без ручного вмешательства. Это значительно упрощает процесс выявления мельчайших дефектов, таких как коррозия и трещины.

Разработка включает в себя корпус, где установлены привод с электродвигателем и цилиндрический редуктор, а также опорные валы, на которых размещаются сами кольца подшипника. Валы, в свою очередь, связаны ременной передачей (ремнем). Конструкция устройства обеспечивает медленное вращение валов с одинаковой заданной скоростью.

“При вращении изделия осматриваемая поверхность плавно перемещается под окуляром микроскопа без ручного вмешательства контролера. Изображение, получаемое с камеры микроскопа в процессе непрерывного осмотра всей рабочей поверхности детали, передается на экран монитора без рывков и колебаний, что облегчает идентификацию дефектов и исключает вероятность недосмотра участков, на которых они могут присутствовать”, – объясняет Игорь Судаков, инженер научно-исследовательской лаборатории трибодиагностики и контактной прочности ПНИПУ.

Аппарат прошел экспертизу и испытания в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и уже используется для входного контроля деталей подшипников, предназначенных для испытаний на контактную усталость.

Новое устройство не только ускоряет осмотр и установку колец подшипника, но и повышает качество оптического контроля, что крайне важно для обеспечения надежности и долговечности машиностроительного оборудования.

На рисунке изображены: 1 — корпус устройства; 2 — электродвигатель привода; 3 — двухступенчатый цилиндрический редуктор; 4 — ведущий опорный вал; 5 — ведомый опорный вал; 6 — широкоподшипниковые опоры; 7 — шкив ведущего опорного вала 4; 8 — шкив ведомого опорного вала 5; 9 — ременная передача; 10 — контролируемое изделие (колесо подшипника качения); 11 — окуляр микроскопа; 12 — рабочая поверхность кольца подшипника качения 10.

Больше новостей в нашем телеграм-канале